Старинные и современные изделия из малахита

Старинные и современные изделия из малахита

Изделия из малахита на протяжении веков привлекали людей и были востребованы. В древнем Египте и Риме из него делали амулеты для взрослых и детей, печати, статуэтки. В Китае — столы и предметы быта. Юго-западные индейцы США предпочитали украшения именно из этого минерала. Известны древние малахитовые изделия в виде гемм с изображением богов. Его использовали для облицовки храмов, например, Афины и Дианы. Им украшали комнаты для приема гостей. В одном из погребений неолитового периода в Ираке была найдена простая малахитовая подвеска, возраст которой 10,5 тыс. лет.

Малахит — ценный поделочный, не твердый камень (3,5-4 степень по шкале Мооса). Он легко режется и шлифуется, полируется до зеркального блеска. Со временем тускнеет, но в руках мастера возрождается. Минерал может быть бирюзовым с мелким или ленточным узором, и зеленым (плисовым) шелковистым блеском. Последний менее декоративен и немного хуже поддается полировке. Малахит для украшений стоит дороже поделочного, но готовые изделия из него всегда доступны по цене. На сегодня минерал добывают в основном в Конго. Африканский камень, который закупают и уральские мастера, имеет в своем рисунке чередующиеся светлые и темные кольца правильной формы. Обнаружены крупные залежи в США, Чили, Австралии, но по красоте цвета и узора эти камни нельзя сравнить с российскими.

Уральский самоцвет

Малахит считается русским камнем. Первое его месторождение было открыто на Урале в середине XVIII в. Сначала камень сочетали с другими самоцветами, изготавливали серьги, брошки, табакерки. Минерал извлекался при добыче медных руд. Необыкновенной красоты монолит весом в 1,5 т хозяева рудника подарили Екатерине II. Множество изделий из русского малахита было преподнесено в дар европейским монархам и аристократам, или куплено ими. Чаще всего изготавливали из камня вазы, канделябры, подставки для часов, чернильницы. В Галерее современного искусства палаццо Питти во Флоренции сохранился роскошный малахитовый письменный стол с сидением.

Русские мастера освоили новый способ резки малахита: камень распиливали на тонкие пластины перпендикулярно слоистой структуре, и с помощью специальной мастики наклеивали их на предмет из другого материала (мрамора, металла, гипса), соединяя друг с другом в великолепный непрерывный узор. При этом изделия выглядели монолитными. Такой метод обработки малахита был назван русской мозаикой. Умельцы поражали глубиной восприятия камня, художественным вкусом и масштабом работ. Русская знать предпочитала малахит, изделия из него для украшения своих домов, отделки кабинетов, каминов. Из найденной на уникальном Меднорудянском месторождении глыбы малахита прекрасного качества были сделаны колонны высотой 10 м у алтаря Исаакиевского собора, созданы другие крупные художественные изделия.

Фурор на лондонской выставке

В начале XIX в. большую часть добываемого на Урале малахита скупал русский промышленник и меценат Н. Н. Демидов. Первое время он вывозил камень для обработки за границу. Под руководством известных европейских ювелиров в десятках мастерских делали чаши, камины, светильники, шкатулки, а также украшения с малахитом. В Санкт-Петербурге был открыт магазин, где всевозможные изделия можно было заказать. Позже сын Н. Н. Демидова построил свою фабрику в Петергофе. Специально к всемирной лондонской выставке 1851 г. на ней был сделан малахитовый кабинет из 76 предметов, демонстрация которого поразила грандиозным великолепием. В него входили двустворчатые двери высотой 4 м, четырехугольный и круглый столы, шкафы, кресла, стулья, пресс-папье и др. Из 8 представленных ваз 4 возвышались на 2-2,5 м, каждая стояла на пьедестале, украшенном бронзовыми деталями. Малахитовый кабинет был признан современниками самым необыкновенным явлением в истории промышленности и невиданным явлением в искусстве.

Множество изделий из тагильского камня находятся в музеях Испании, США, Мексики, Австрии, Италии, Англии, Германии, Франции. В России малахитовые шедевры представлены в Эрмитаже (там находятся более 200 предметов: известная ротонда и изысканные ювелирные украшения), Нижнетагильском музее-заповеднике и экспозициях других городов. В Советское время добыча уральского зеленого минерала продолжалась, обрабатывали его в нескольких артелях.

Современные мастера

Как символ богатства, камень начал терять свое значение к концу XIX в. Мелкие изделия из малахита стали доступны среднему сословию. Постепенно камень выходил из моды, и его обработкой стали заниматься только уральские ремесленники. Сегодня из него делают ларцы, запонки, пепельницы, мелкие фигурки животных, брелки, серьги, кулоны, бусы. Дизайнеры считают, что поскольку мода развивается циклично, скромные, по сравнению с драгоценными камнями, украшения из малахита скоро вновь будут востребованы. Часто минерал используют в коллекциях.

Сочетается малахит с любым ювелирным металлом.

Одна из первых женщин ювелиров Екатеринбурга Надежда Кузнецова говорит, что сегодня трудно найти мастеров, готовых браться за недрагоценные камни. Ремесленники работают в основном по шаблонам, поэтому эксклюзивное украшение из уральских самоцветов найти теперь сложно. Не часто встретишь мастерскую, где произведут ювелирное изделие на заказ. Оригинальные авторские работы, в которых выразительность камня подчеркнута фантазией художника, стоят дорого: чтобы подобрать красивые минералы с нужным узором, мастер перебирает груды материала. Кроме того, работа с камнем отнюдь не чистенькая. С малахитом сложно еще и потому, что окись меди, входящая в его состав, делает минерал ядовитым при обработке. Когда его только начали добывать, мастера жили не дольше 33 лет, поэтому бытует мнение, что малахитовые украшения нельзя носить. Однако после обработки камни абсолютно безвредны. Более того, они заряжают положительной энергией людей, любующихся ими.

Ссылка на основную публикацию